Агафья Семёновна Грушецкая (1663-1681), первая жена царя Федора Алексеевича

Милославские, при жизни Алексея Михайловича с молодой женой Натальей Нарышкиной, отошедшие на второй план, воспрянули духом. Старшие сестры помогали Федору, как могли. Молодой царь, как и все дети Алексея Михайловича, был очень хорошо образован, интересовался европейской политикой. На заседаниях Боярской Думы ему и боярам зачитывали составленные в Посольском приказе обзоры западной прессы (куранты). Увлекался царь музыкой и пением.
В 1680 году на Пасху во время крестного хода он заметил в толпе красивую девушку.
Девушка, увидев пристальный взгляд царя, упала в обморок (да простят меня, я не думаю, что это случайность). Позже выяснится, что она узнала в царе юношу, предсказанного ей гадалкой. Царь, оставив процессию, нарушая традиции, бросился к ней. Набежали мамушки-нянюшки, девушку привели в чувство, царь вернулся к своим обязанностям, но девушку не забыл. Вечером он поручил свои ближайшим людям навести справки о ней.
Оказалось, что это Агафья Семёновна Грушецкая, и живёт она с матерью в Китай-городе в доме дяди, думного дворянина Семёна Ивановича Заборовского, смоленского шляхтича польского происхождения, который до 1677 года управлял Монастырским приказом. Фёдор велел передать Заборовскому, «чтоб он ту свою племянницу хранил и без указа замуж не выдавал».
Опять, чтоб соблюсти традиции и создать иллюзию выбора, царь велел созвать в июле 1680 года всех красивых девиц из высшего круга для смотра невест и выбрал из них Грушецкую. Остальные претендентки получили богатые подарки (А.А. Половцов пишет - "по четыре зарбава (род парчи), 40 аршин отласов, 70 аршин объярей (плотная шёлковая ткань), 180 аршин камок").
(схемка увеличивается)
Агафья Грушецкая была бойка, образована (умела читать и писать, обучена музыке, говорила по-польски, понимала французский, разбиралась в латинских книгах) и была очень красива. Тонкая, голубоглазая, так не похожая на московских боярышень, к тому же польских кровей. Испугавшись её влияния на царя, старшие Милославские решили её очернить. Иван Ильич Милославский сказал царю, что «мать ея и она в некоторых непристойностях известны!» Царь не поверил, велел учинить дознание. Ложь открылась и Милославскому грозило наказание, но невеста уговорила царя простить дядю, хоть прежнее влияние он и утратил.
18 июля 1680 года состоялось венчание Фёдора Алексеевича с Агафьей Семёновной Грушецкой. Молодая царица Агафья Семёновна действительно сильно влияла на мужа, и играла значительную роль в придворной жизни. По многим вопросам царь советовался с женой.
Под её влиянием значительно изменился и придворный быт. Царь Фёдор Алексеевич первым из русских надел польское платье, чему последовали и все придворные, отменил обычай брить голову и начал носить длинные волосы. Царевны с удовольствием приняли европейскую моду - «шапки и платье в польском вкусе… забросили московские кафтаны, перестали заплетать волосы в одну косу". Даже Софья, опасаясь, что Агафья отнимет у неё власть над Федором, всё таки принимала её благосклонно. Двум образованным женщинам было о чем поговорить да и чужестранные наряды... Пишут, что по приказу Софьи был даже сшит один наряд, по картинкам, нарисованным царицей Агафьей.
Царица позволяла себе открыто появляться перед людьми и часто восседала и ходила рядом с царём, чего никогда не бывало прежде. Но всё это продолжалось недолго.
В июле 1681 царица родила первенца, царевича Илью. Роды были крайне тяжелыми и через три дня Агафья скончалась. Младенец пережил свою мать лишь на неделю.
Царь был убит горем и так ослаб, что оба гроба провожал лишь до траурной повозки, на погребение в Вознесенском монастыре поехать не смог. Через полгода он женился вновь, но это уже другая история.

Красавица (Художник - К.Е. Маковский)